Откуда пошла пивная этикетка
Пивная
этикетка - один из процветающих видов современной дизайн-графики - появилась в
конце XIX столетия в Западной Европе. В этот период в типографиях стал широко
применяться метод цветной литографии. Предприимчивые пивовары стали заказывать
новые бесплатные рекламные носители продукции - этикетки.
Историки отмечают, что в то время на этикетках обязательно указывались
наименование продукции, товарный знак производителя, фамилия владельца
пивоварни и географическое положение завода. Градусы и плотность напитка не
обозначались. Дизайн этикетки был предельно лаконичен. Шрифты и виньетки
подчинялись строгим законам симметрии, навеянными классицизмом. Выбор цвета
этикетки зависел от моды. Сохранившиеся
образцы “Калинкинского пиво- медоваренного завода” выдержаны в
сине-зелено-красно-золотой цветовой гамме.
В начале XX века консервативный классицизм в изобразительном искусстве сменили
новые течения: “а-ля рус” и модерн. В то время великосветский Петербург и
Москва стремились во всем подчеркивать любовь ко всему русскому. Ярким примером
тому служат придворные балы в период царствования Николая II. Знать одевалась в
дорогие костюмы, стилизованные под старину. Ярыми сторонниками этого течения
были известные художники В. Васнецов и И. Билибин. До нашего времени дошел рекламный плакат
завода “Новая Бавария”, изображающий бояр у пивной бочки, автором
которого является И. Билибин. Стиль “а-ля рус” заменил строгие, с засечками,
шрифты на сложные - с игривыми завитками, напоминающие старославянские письмена
допетровского периода.
Модерн был заимствован в Европе. Чешский художник Альфонс Муха придал этому
течению декоративность. Главными отличиями модерна были ассиметрия и
использование цветочных элементов: ирисов и лилий. Из-за этого некоторые
исследователи окрестили это течение “цветочным” стилем. Благодаря новым веяниям
в декоративном искусстве на пивных бутылках стали появляться не только
прямоугольные, круглые, но и 8-угольные этикетки. А некоторые пивзаводы
выпускали пиво с этикетками, формой напоминающими цветок.
В этот период стали появляться сюжетные этикетки с этнографической тематикой.
Например, некоторые коллекционеры могут похвастаться этикетками “Черногорского
пива”, “Щирый украинец”, “Гопак”, на которых изображены люди в национальных
костюмах. Каждая этикетка была красочно оформлена. Это была настоящая картина в
миниатюре.
Модерн внес новую струю и в изображения торговых марок. Так, “Калинкинское
пивоваренное и медоваренное товарищество” выпускало продукцию с торговым
знаком, на котором был изображен глобус. “Старая Бавария” выбрала в качестве
торгового знака сначала льва, обнимающего бутылку, потом - девушку со львом.
Помимо перечисленных атрибутов, на этикетке обязательно изображались награды -
как российских, так и международных выставок. Также присутствовали надписи
типа: “Поставщик двора Его Императорского Величества” (или “Великого князя”).
Это был своеобразный знак качества.
Дизайн дореволюционных этикеток не менялся в течение10-15 лет. Культура их
оформления сохранилась вплоть до окончания II Мировой войны. В период НЭПа
небольшие изменения коснулись замены имен буржуазных производителей,
наименований сортов пива и названий фабрик.
К примеру, бывшая фирма “Калинкин” превратилась в “Стеньку Разина”. В 40-е годы
предприятие стало именоваться “Пивзавод им. Степана Разина”. В названиях
государственных заводов сразу стало популярным прилагательное “красный”.
Появились “Красный Восток” в г. Казань - его бывшим владельцем был
предприниматель Б. А. Петцольд, и пивзавод “Красная Бавария” в Ленинграде.
В 1934 году все пивоваренные заводы СССР перешли в подчинение Наркомпищепрома.
Он разработал ОСТ 350, согласно которому всем предприятиям предписывалось
выпускать строго определенные сорта пива: “Жигулевское”, “Московское”,
“Русское”, “Украинское”.
Коллекционер Сергей Зайцев припомнил показательную историю, как новая власть
меняла названия сортов пива. В 1934 году А. И. Микоян, нарком пищевой
промышленности, посетил пивоваренный завод в Самаре, и ему понравилось местное
пиво. “Почему у него такое буржуазное название - “Венское”?”- спросил партийный
руководитель, и пиво мгновенно переименовали в “Жигулевское”.
Ввиду надвигающегося на Европу фашизма, ряд немецких сортов было решено
переименовать: “Мюнхенское” получило название “Украинское”, “Пильзенское” стало
“Рижским”.
В 1946 году началась новая эра в оформлении пивной этикетки. Наркомпищепром
сменился Минпищепромом, вместо ОСТ 350 появился ГОСТ 3473-46. Он определял и
дизайн пивных этикеток. Позднее государство ввело стандартную для всех этикеток
форму - “огурчик”. Это привело к тому, что в 60-80-е годы в общей безликой
массе нельзя было отличить московское пиво от воркутинского. Однако, как
известно, в России далеко не всегда слепо следуют букве закона. В начале 90-х
дизайн пивных этикеток оживился. Стиль ретро оказался востребован. Сегодня
руководство старейших предприятий старается подчеркнуть преемственность
традиций дореволюционной России. Сейчас можно встретить этикетки, стилизованные
под старину и ласкающие глаз покупателей.
Источник - журнал "ТОРГОВОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ"