Из истории шелкографии
Шелкография является, наверное, самым
древним и практичным методом печати. Его история относится к далёким векам до
нашей эры.
Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все
вещи, о которых не знают и потому относят их происхождение в далёкие туманные
страны. Существуют гипотезы о китайском происхождении шелкографии,
основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этой стране за
целых 12 столетий до Христа. Но нет, однако, свидетельств, которые могут с
достоверностью это подтвердить. Согласно дошедших до нас исторических
фактов, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если
точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения
указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась
как искусство, были финикийцы. Археологические находки и исторические
исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли
способ воспроизводить рисунки, по крайней мере на ткани, с помощью технологий,
которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют
рождение "множительной" системы, системы "повторения изображения". Нужно
рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства,
происходящего от печатания по тканям - шелку или других, - а как технологию,
базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых
матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов,
изготовленных из различных тканей. Очень значительное улучшение метода
произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города
Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда
процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев
и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью гениального
новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путём вырезания
материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и
наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из
человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом изображение
держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось
незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной
ткани. В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода
печати, получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение метода
происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн
Папильон начал выпускать обои методом, названным P o c h o i r. В ХVIII
веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в
Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и
металлические изделия. Большой шаг вперёд произошёл в 1907 году, когда
некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через
шёлковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению,
большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем
резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под
названием SILK SCREEN PRINTING (англ.= печатание шёлковым ситом).
Современное название "шелкография" поэтому совсем недавнее. С того времени
методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до
постеров, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей.