<--Назад



Рост интереса к стеклянной таре

Рост интереса к стеклянной таре.

 

Не многим известно то, что в начале ХХ века Россия была безусловным лидером по производству стеклянной тары в Европе и поставляла бутылки для напитков во многие страны. Это подтверждается огромной коллекцией русской стеклянной тары, представленной в Московском музее упаковки. К сожалению, за годы   советской власти и последующей перестройки стеклотарная промышленность России была почти полностью развалена. Однако в последнее время в стране наблюдаются тенденции к возрождению стеклотарного производства.

Из всего разнообразия упаковочных материалов, стекло больше всего взывает к нашему воображению. Однако этот упаковочный материал, имеющий многовековую историю, переживает сейчас трудные времена из-за того, что на крупных потребительских рынках напитков,  особенно в развивающихся странах, в том числе и в России, прочно внедряется тара из пластиков. При этом в Западной Европе после экспериментов с пластмассой некоторые упаковщики вновь возвращаются к стеклу. В новом тысячелетии стеклянная упаковка, по мнению экспертов, должна очень сильно обновиться. В некоторых областях стекло традиционно считается незаменимым. Например, не многие захотят покупать хорошее вино или дорогие духи в пластмассовой упаковке. И, тем не менее, проблема существует.

 

Пластмасса-угроза стеклу!

Несколько лет назад стекло стали заменять пластмассой для упаковки напитков. Это было большим ударом по производителям стеклотары. Но некоторые европейские производители стеклотары оказались реалистами, и сами стали производить пластмассовые бутылки или вливались в уже сложившиеся концерны.

Некоторые тешили себя надеждой на неразрывную связь пива и минеральной воды со стеклотарой не только за счёт имиджа, но и за счёт недостатков пластмассовой упаковки. Упомянутые продукты чувствительные, и на их вкус не должен влиять материал упаковки! Однако в области пластмасс были найдены нужные решения, и минеральную воду сейчас многие разливают в пластиковые бутылки.

Казалось бы, рынок пива и алкогольных напитков продолжает оставаться последним бастионом стекло индустрии. Однако в 1998 году были внедрены новые материалы, такие как PEN и многослойный полиэтилен или полиэтилен с покрытием. Это значит, что пиво можно разливать в пластмассу. Бутылка для пива должна быть надёжным барьером, препятствующим утечке CO2 и защищающим его от воздействия воздуха. Теперь это стало возможным. Фирма «Карлсберг» (Дания)  уже заменила на внутреннем рынке возвратную стеклотару на возвратные PEN-бутылки. В Англии крупный пивоваренный завод «Басс» разливает пиво Крлингтон и Гролш в ПЭ-бутылки. Фирма «Хайникен» проводит испытания во Франции и скоро будет отправлять пиво в ПЭ-таре в США.

Сейчас многие думают лишь об имидже тары для пива. Заводы «Хайникен» и «Бавария» жалуются на то, что голландские потребители не хотят покупать пиво в пластмассовой упаковке. Капризничают потребители и Англии. Но это вопрос времени. Ведь пластмассовые бутылки имеют массу преимуществ: они лёгкие и не бьются. Масса стеклянной бутылки 200-300 грамм, а ПЭ-бутылки - всего 30!

 

Полиэтилен одерживает верх?

По данным ежегодного отчёта Канадского бюро исследований рынков, затаренные напитки составили в 1998 году в Западной Европе 93 млн. литров, в то же время продажа из бочек снизилась. В 1999 году одноразовая и возвратная ПЭ-тара составила 39% всего объёма затаренного пива и безалкогольных напитков. Канадский отчёт охватывает 17 стран Западной Европы и показывает, что стеклотара составила 39% рынка упаковки напитков в 1998 году (за счёт пива). В 1999 году эта цифра снизилась до 38%. Металлическая упаковка сохранила свои позиции 12%, а ПВХ, быстро заменяющаяся полиэтиленом, составила менее 2%. Доля картонных  упаковок для напитков (в основном соков) возросла на 5% и сохранилась на уровне ниже 9%. Доля возвратной упаковки уменьшается за счёт рисайклинга и сжигания. Доля возвратной стеклотары за последнее время сократилась, в то же время в некоторых странах возросла доля возвратных ПЭ-бутылок. В Германии это, например, обусловлено законом, предписывающим количество напитков, которые необходимо продавать в возвратной таре.

 

Привлекательность стеклянной тары.

Именно из-за всего вышесказанного стеклотарная промышленность Западной Европы весь упор сегодня делает на инновации. Это было особенно заметно на прошедшей в мае 1999 года выставке «Интерпак99» в Дюссельдорфе (Германия).

В наши дни стекло значительно легче и прочнее, чем в прошлые времена. В то время как некоторые производители пластмасс используют в качестве барьера стеклянные покрытия, производители стекла начинают активно использовать полимерные покрытия для улучшения  его базовых свойств.

Существует ряд технологий, направленных на улучшение стандартных свойств стекла. Например, американский концерн «Ownes lllinois» внедрил новую технологию, благодаря которой стекло стало на 20% легче, достигается значительная экономия материала и на 10-20% экономится электроэнергия при изготовлении бутылок. При этом они сохраняют все качества традиционных бутылок. Транспортировка также становиться дешевле из-за снижения массы стеклотары. Концерн запатентовал новую технологию и обещает внедрить её в ближайшее время во всём мире. Уменьшение массы стекла достигается за счёт прочного наружного слоя.

Наблюдается тенденция к переходу на более привлекательную стеклотару. Бутылки сохраняют свою конкурентоспособность за счёт оригинальной формы, цвета, привлекательной этикетки и, что особенно интересно, за счёт своего рода ностальгии. Самоклеящиеся этикетки вытесняют прямое нанесение печати на тару. При этом этикетки совершенствуются и удешевляются.

Фирма «Steinbeis Packaging Group» недавно запустила в производство так называемую «смываемую» самоклеящуюся этикетку из полимерной плёнки для оборотных бутылок. До этого на возвратной таре использовались бумажные этикетки, наносимые с помощью клея на водной основе. «Смываемые» этикетки могут быть устранены, не оставляя следов.

 

Стеклотара и окружающая среда.

В 1997 году в Голландии перерабатывалось  375 тыс. тонн стеклотары, бывшей в употреблении (82%) и стояла цель довести эту цифру до 90%. Это стало возможным за счёт определённых инвестиций в пропаганду и, главное - дисциплинированности голландцев, регулярно складывающих пустые бутылки в определённые места. В странах Западной Европы продолжается работа по изысканию новых методов рисайклинга.

В этом году одна голландская фирма внедрила на своих заводах машину, которая дробит осколки стекла и любые инородные включения, например керамику или фарфор. Эти инородные вещества ранее представляли проблему даже при использовании точной оптической аппаратуры распознавания, которая сокращала процент содержания инородных частиц в стеклянном грануляте.

Новая машина дробит остатки стекла в гранулы диаметром менее 1мм. Они полностью расплавляются в чане и не ухудшают качества новой бутылки.

 

Эксклюзивная стеклотара.

Многие производители стеклотары сосредоточивают своё внимание на своеобразной природе стекла. Ряд фирм наносит цветные, экологически чистые покрытия на стеклотару при помощи трафаретной или тампонной печати. Этот метод используется для создания юбилейных или рекламных бутылок для пива. Он может быть использован для превращения «стандартной» бутылки для вина в эксклюзивную.

Немецкая фирма «Deco Glas» предлагает наносить на бутылку до 4 керамических цветов и получать такие визуальные эффекты, как матовость, прозрачность и т.д.  Причём  тара не тускнеет даже после многократного использования. Это позволяет «реанимировать» стеклотару в различных секторах, например для разлива марочного пива, специальных напитков и продуктов питания.

В заключение следует отметить, что европейский рынок стеклотары разделён на регионы из-за высокой стоимости транспортировки стекла. Рынок Центральной Европы сегодня борется с перепроизводством, обусловленным инвестициями, которые последовали после объединения Германии.

Попытки прогнозировать развитие рынка стеклотары в России пока не увенчались  серьёзным успехом. Ясно, что без серьёзных инвестиций и поддержки ведущих зарубежных фирм – производителей стеклотары перестроиться  отечественным стеклотарным предприятиям будут очень трудно. Ведь если сегодня они ещё кое-как держаться за счёт выпуска в огромных объёмах стандартных бутылок, то завтра наш рынок напитков начнёт эффективно работать за счёт металлической, пластмассовой и картонной тары и конкурировать с ними стеклотарщикам будет ещё труднее.

 

По материалам журнала:

«Тара и упаковка»

 




Hosted by uCoz