<--Назад




Технологии печатной индустрии

Начиная разговор о современной упаковочной полиграфии в России, надо обратиться к истокам.

В былые времена так называемой плановой экономики, упаковке уделялось мало внимания. Ее ценность осознавалась только в связи с рекламой – а в то время потребности в рекламе не было): аспектам распространения товара и сохранности пищевых продуктов не уделялось внимания.
Производство упаковочных пленок практически не инвестировалось, существовал единственный заметный производственный центр в Chemosvit (Словакия).
В производства алюминиевых фольг и бумаги капиталовложения делались, так что в этих областях на сегодняшний день есть некоторая база, хотя и требующая усовершенствования.
Сходная ситуация сложилась и в области оборудования для печати и переработки (ламинации и т.д.).
Спрос на упаковочные продукты определяется не только доходами населения, но и общим уровнем развития, достигнутым страной. Другими словами, из одной лишь среднестатистической суммы дохода нельзя сделать вывод о величине неудовлетворенного спроса на упаковочные материалы; следует учитывать и другие факторы, такие как типичное устройство домашнего хозяйства, уровень образования, и так далее.

Чтобы подкрепить наши рассуждения цифрами, рассмотрим взаимосвязь между числом машин для глубокой печати и численностью населения в Западной Европе (страны ЕЭС), Центральной Европе (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) и Восточной Европе (Россия, Белоруссия, Украина).

Западная Европа: 1 станок на каждые 300000 – 500000 тысяч человек
Центральная Европа: 1 станок на каждые 2000000 – 3000000 тысяч человек
Восточная Европа: 1 станок на каждые 15000000 – 25000000 тысяч человек.

Исходя из этих данных, можно согласиться с тем, что в России существует неудовлетворенный спрос на упаковочные материалы и сопутствующее оборудование.

Важным вопросом является следующий: какой из печатных процессов, флексография или глубокая печать, является более оптимальным.
Попытка выявить предпочтения путем анализа ситуации по всему миру не дает результатов.
Говорят, что глубокая печать лучше подходит для крупных партий, однако в Соединенных Штатах, где рынок всегда имел тенденцию к постоянству, более популярна флексографская печать.

Анализируя реальные условия сегодняшней России, можно заключить, что в стране сложилась стойкая тенденция к применению глубокой печати, поддерживаемая передовыми учреждениями; похоже, что флексография просто малоизвестна.

С другой стороны, инвестиции в глубокую печать могут дать более высокую отдачу, но связаны с крупными финансовыми вложениями и большим временным промежутком между капиталовложением и началом поступления доходов. Флексография же является процессом для тех, кто открывает дело с целью быстро выйти на рынок с новыми упаковочными материалами.

ФАКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Глубокая печать, флексография и офсетная печать занимают разные ниши на рынке упаковочных товаров
Останется ли так и впредь, или произойдет глобализация, которая уравновесит показатели по всему миру?

РАЗДЕЛ РЫНКА ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ФЛЕКСОГРАФИЯ
США <15% >85%
ЕВРОПА Равномерное распределение (с учетом различий в разных странах)
АЗИЯ >85% <15%


Флексография внесла больше технических новшеств в следующих областях:
Улучшение качества печати:

  1. Применение фотополимерных пластин
  2. Применение анилоксовых валиков с лазерной гравировкой

Ускорение предварительной подготовки:

  1. Шаговые электродвигатели для настройки пластин и анилоксовых валиков
  2. Внедрение робототехники
  3. Автоматизированная система смыва для анилоксового валика и ракельного ножа

СРАВНЕНИЕ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ И ФЛЕКСОГРАФИИ

При применении флексографского метода труднее осуществлять сушку со 100% охватом, а также потоковые операции (холодную пропечатку, наложение лака).
Затраты на обработку отработанного воздуха выше при глубокой печати (из-за отличия в красках).
Тем не менее, на некоторых установках глубокой печати добиваются полной регенерации растворителя (этилацетата).
Конструкция прессов для глубокой печати технологически сложнее и позволяет получать более дорогостоящую продукцию.
Инвестиционные и производственные затраты выше в случае глубокой печати
Однако выход готовой продукции (измеряемый в м2 в час) тоже выше.
Бумажные отходы при пуске печатной машины (применительно только к печати) ниже в случае флексографии, что объясняется следующими причинами:

  1. короче длина ленты (сравните, например, 40 и 200 метров)
  2. более простая, чем при глубокой печати, система настройки приводки красок (центральный барабан)

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ И ФЛЕКСОГРАФИЯ (МАТЕРИАЛЫ И ПРОДУКТЫ)

  ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ФЛЕКСОГРАФИЯ
Полиэтилен низкой плотности, CPP * *****
Ориентированный полипропилен, PET, бумага ***** *****
Материалы для холодной припечатки ***** *
Поточные операции **** **
Чем больше знаков "*", тем выше производительность в данной области

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ И ФЛЕКСОГРАФИЯ (производительность)

  ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ФЛЕКСОГРАФИЯ
Наладка машин (замена печатных форм, прессовых и анилоксовых валиков, переустановка параметров) ***** **
Настройка точной приводки *** *****
Совпадение качества первых и последних оттисков ***** ***
Воспроизводимость результатов ***** ***
Чем больше знаков "*", тем лучше соответствующий показатель

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ И ФЛЕКСОГРАФИЯ

(фактические рабочие характеристики)


  ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ ФЛЕКСОГРАФИЯ
Фактическая рабочая скорость 160-350 м/мин в Европе, в США выше 150-200 м/мин
Средняя длина прогона (в Европе) От 20000 до 40000 м От 2000 до 20000 м
Время жизни опорной части До 5 миллионов оборотов Ниже
Время, требующееся на подготовительные работы (от чертежа до отпечатанного рулона) От 2 до 3 недель 1 неделя

Что касается материалов для использования при переработке, следует отметить, что большинство последних современных нововведений обязаны своим появлением тому, что на рынок были вставлены новые типы пленок.
Однако если принять во внимание, что в России существуют давние традиции по производству бумаги и алюминиевой фольги, то можно задаться вопросом, не могут ли и эти материалы играть важную роль в производстве упаковок.
В Западной Европе первое место среди материалов для упаковки пищевых продуктов принадлежит пленке. Однако опыт в Центральной Европе показывает, что нельзя полностью переносить эту схему на рынок этих стран.
Срок хранения продукции в Западной Европе ниже, чем в других странах, где движение товаров происходит по иным схемам, и требуются упаковки, обеспечивающие длительное хранение.
По истечении времени, требующегося для того, чтобы новый продукт занял устойчивое положение на рынке, вкусы потребителей могут поменяться.
Уменьшение величины чистого дохода может потребовать выставлять на рынок различные марки, чтобы не сбрасывать цену на ведущие сорта.
Государственные власти в Центральной Европе могут ввести дополнительное налогообложение упаковочных материалов и полуфабрикатов для них.
Все вышеописанные факторы приводят к тому, что локально производимые бумага и алюминиевая фольга играют большую роль, чем на Западе.
С технической точки зрения, к примеру, ламинат бумаги с алюминиевой фольгой дает лучшее качество, чем вспененный полипропилен, при упаковке мороженого, а также супов и кофе. Бумага с покрытием, нанесенным при помощи термосклеивания, представляет собой превосходный материал для упаковки мыла.


  




Hosted by uCoz